Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за предоставление различных услуг.
В соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Термин «подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями» раскрывается в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».
О получении вышеуказанного подарка лица, замещающие государственные (муниципальные) должности обязаны уведомить уполномоченное лицо органа (организации), в которых они проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность. Вместе с уведомлением необходимо также предоставить документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка.
Для правильной и объективной квалификации действий государственного служащего необходимо разграничивать понятия «подарок» и «взятка».
К характерному признаку дарения относится его безвозмездность, которая не предполагает встречного предоставления каких-либо услуг.
Также определяющее значение в отличии подарка от взятки имеет цель и мотив его вручения. Подарок должен вручаться государственному служащему из уважения, а не из корыстной заинтересованности достичь определенных целей или получить какую-либо выгоду взамен.
Именно обусловленность действий должностного лица получением вознаграждения и представляет собой отличие взятки от подарка в связи со служебным положением указанного лица.
Коррупционную опасность представляет не получение государственным или муниципальным служащим подарка, а возникающий при этом конфликт интересов, то есть ситуация, при которой личная заинтересованность лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им должностных обязанностей и осуществление полномочий.
За нарушение установленных ограничений действующим законодательством предусмотрено привлечение государственного служащего к установленной законом ответственности.